12 июля: в Мосгорсуде вслед за главным исполнителем заказных преступлений ЮКОСа Геннадием Цыгельником выступил второй киллер - Евгений Решетников. Он подтвердил, что действовал в интересах руководства нефтяной компании.
Евгений Решетников – глаза, уши и руки Геннадия Цыгельника. Конечно, главный киллер не обделен криминальными талантами, однако, к выполнению самых ответственных преступлений не решался приступать без своего верного друга. Судьба свела их в 1988 году в Волгограде. Знакомство произошло в автосервисе. Решетников работал там слесарем, а Цыгельник приезжал ремонтировать свою «Ниву». Так, периодические встречи переросли в привязанность, а затем в дружбу. Решетников, как бывший десантник, увлекался оружием. Время от времени он чинил зарегистрированные охотничьи ружья и параллельно изготавливал собственные огнестрельные «шедевры». За это занятие «волгоградский левша» был судим. Однако, как любой истинный фанатик, свое призвание Решетников ставил выше иных жизненных ценностей. Оно-то, по всей видимости, и привело одаренного «технаря» на скамью подсудимых в разношерстную, но связанную одной кровавой веревкой команду.
Напомним, за убийство мэра Нефтеюганска Петухова Решетников в ноябре 2000 года приговорен к 11 годам лишения свободы Мосгорсудом. В то время Цыгельник еще разгуливал на свободе. О причастности к этому расстрелу своего подельника, Решетников тогда умолчал. И вот теперь, «братья по оружию» воссоединились.
В начале своей речи Евгений Решетников признал, что знает Цыгельника, Шапиро и видел Пичугина. Он подтвердил практически все данные накануне Цыгельником показания и заявил, что все задания получал от своего подельника, которому они поступали от Шапиро. Горитовский выступал в качестве «связиста», но иногда высказывал криминальные идеи по тому или иному готовящемуся преступлению или обеспечивал оружием. По словам Решетникова, заказ на «оказание давления на мэра Нефтеюганска Петухова», поступил в начале лета 1998 года. За 10 тысяч долларов они согласились «легко ранить жертву или избить». Изначально бандиты оговорили, что стрелять из карабина по ногам Петухова будет Цыгельник. Однако, выяснилось, что оружие это не надежно. Избить Петухова, бросить гранату в окно его рабочего кабинета в здании администрации не представлялось возможным. И тогда пригодился кустарно изготовленный автомат «Борз» Решетникова. Из-за частых осечек, Цыгельник отказался стрелять из него. «Тогда я сказал, что в таком случае, буду стрелять сам», - пояснил суду подсудимый. – «Цыгельник меня не заставлял, не давил, это была только моя инициатива!».
Описывая нападение 26 июня 1998 года на мэра Нефтеюганска, Решетников еще раз отметил, что не собирался убивать «клиента». «Я стрелял только по ногам», - настаивал подсудимый. – «Дело в том, что, после моих первых выстрелов, Петухов как будто споткнулся. Мне показалось, что он ранен в ноги. Я переключился на охранника Кокошкина, дабы он не помешал моему отходу с места. Я дал очередь в ноги охранника. Однако, Петухов не просто осел на землю, а в полусогнутом положении, почти на корточках, пытался двигаться. Траектория его перемещений пересеклась с автоматной очередью. Именно поэтому пули попали в голову и грудь. Вслед убегающему Кокошкину, я дал еще одну очередь. Целился так же по ногам»
«А вы не думали, когда брали в руки оружие, а затем стреляли, что можете убить Петухова?» - поинтересовался председательствующий Владимир Усов.
«Нет. Даже мысли такой не допускал!» - ответил Решетников. – «Убийство получилось непреднамеренным».
«А сколько очередей вы сделали во время нападения?» - задал вопрос один из адвокатов.
«Четыре» - признался киллер.
«Вот такое непреднамеренное убийство получилось», - заметил судья. – «А как у вас, вообще, появился автомат?».
«Когда меня в первый раз судили за изготовление оружия, в моем гараже в Волгограде проводили обыск сотрудники милиции. Однако, осмотр был не тщательным. Когда, я освободился, обнаружил некоторые детали, которые затем использовал для сборки «Борза».
«Что же за осмотр такой, если деталей хватило на целый автомат…», - покачал головой Владимир Усов.
По словам Решетникова, когда киллеры вернулись в Волгоград им заплатили честно отработанные деньги и дали еще по 4 тысячи в качестве премиальных. В это же время, от Цыгельника Решетников узнал, что основной заказчик исполненного преступления – руководство ЮКОСа. Когда киллеры еще отлеживались на съемной квартире в Нефтеюганске, в Волгоград приезжали Пичугин и Невзлин. Решетников заявил, что лично видел Пичугина в первых числах марта 1999 года перед вторым покушением на Евгения Рыбина. Произошло это на автостоянке около гостиницы «Салют» в Москве. Горин, Пичугин и Невзлин приехали на встречу с Горитовским и Шапиро. Обсуждалось, в какой из дней следует подорвать машину с предпринимателем. Исполнители преступления – Цыгельник и Решетников, ожидали окончательного решения в «Ниве» рядом с джипом Шапиро, в котором шли переговоры.
Ничего нового о двух нападениях на Евгения Рыбина Решетников не сказал. Он подтвердил, что эти преступления были совершены по заказу Шапиро и Пичугина. Решетников рассказал так же, почему не удалось ликвидировать Рыбина 24 ноября 1998 года около дома, в котором проживал сотрудник ЮКОСа Филимонов. «На моем автомате есть гильзосбор» - поведал участникам процесса подсудимый. - « Я его сделал для того, чтобы на месте преступления не оставались гильзы, и, следовательно, не было улик. Когда идет быстрая стрельба, случается, что гильзы выскакивает не ровно. Происходит перекос. Вследствие этого дефекта и заклинило автомат, когда я подошел к Рыбину, и открыл стрельбу. «Клиент» тут же скрылся в подъезде». Заказчики были крайне недовольны действиями исполнителей, но взялись сами урегулировать вопросы, связанные с расследованием нападения.
Решетников рассказал так же, хронологию второго покушения на Рыбина. Он подтвердил, что взрывчатку и все необходимое для подрыва достал Горитовский, который чуть позже вместе с Шапиро, указал место, где следует провести операцию. Решетников подтвердил свое участие в нападении 5 марта 1999 года, организацию взрыва, последующий обстрел искореженной машины Рыбина. Правда, подсудимый отметил, что гранату в салон автомобиля, откуда раздавался стон охранника Федотова, бросил по приказу Цыгельника. Подельник Решетникова ранее не отвергал этот факт, пояснив, что не помнит точно этот момент.
За организацию и проведение второго нападения киллеры получили по 10 тысяч долларов, даже, несмотря на то, что Рыбин остался жив. Впрочем, впоследствии, вопрос о необходимости завершить начатое дело обсуждался очень часто. Цыгельник и Решетников отказывались выполнять заказ.
Избиение Виктора Колесова, по словам Решетникова, было заказано так же Шапиро. Подсудимый заявил, что намерений убивать коммерсанта не было. Деньги, а именно 5 тысяч долларов, как и во всех иных случаях, подельники поделили поровну.
В заключение Решетников, в очередной раз подтвердил, что, располагая всей известной ему информацией, считает заказчиками преступлений руководство ЮКОСа в лице Пичугина и Невзлина. Война ЮКОСа за нефтяное и политическое господство закончена.…