5 июля: В Мосгорсуде оглашали показания свидетелей, которые по тем или иным причинам не явились лично на процесс по делу Алексея Пичугина. В их числе – бывший губернатор, бывшая хозяйка «чеченского рынка, топ-менеджер ЮКОСа в бегах и жители Нефтеюганска.
Оглашение показаний свидетелей предваряет допрос подсудимых. Суд может заслушать их уже на следующей неделе. До этого момента должны прозвучать все ранее данные показания, дабы в прениях стороны могли ссылаться на них, как на источники. Фактически у каждого желающего, еще есть возможность прийти в суд и рассказать все, что он посчитает нужным об Алексее Пичугине, если это относится к рассматриваемому делу. Количество таких желающих изначально было невелико, а к середине отпускного сезона, вообще, сошло на нет.
В ходе судебных слушаний сторона защиты огласила показания более 25 человек. Значительная часть – это свидетели нападения на мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. Жильцы дома, рядом с которым расстреляли градоначальника, припоминали, что видели подозрительную машину, в которой сидели незнакомые люди. У некоторых свидетелей вызвали подозрение неизвестные в машине, которые на видеокамеру снимали дорожку вдоль пустыря, где впоследствии был убит мэр Петухов. Но из всех этих воспоминаний внимания заслуживают показания 5-7 человек.
Например, один из сотрудников банка «Менатеп» Александр Дронов показал, что видел Горина не менее 8-10 раз, когда тот приезжал на встречи с Пичугиным. В 2001 году Горин даже зашел в кабинет Дронова и жаловался на губернатора Тамбовской области Олега Бетина. По словам Горина, их совместная с губернатором фирма «Алгоритм» лопнула, а руководитель области остался должен ему кучу денег.
В свою очередь бывший губернатор Тамбовской области Олег Бетин показал на следствии, что Горин никогда не переводил ни на какие счета денежные средства на его предвыборную кампанию. Бетин характеризовал Горина, как нечистоплотного человека, мошенника и неоднократно направлял в правоохранительные органы области обращение активизировать расследование в отношении лопнувшей фирмы Горина «Алгоритм».
Были зачитаны показания бывшей хозяйки рынка в Нефтеюганске Светланы Корсаненковой, которая жаловалась, что мэр Петухов вынудил ее продать свою собственность. По словам предпринимательницы, градоначальник хотел изгнать ее из города, обвинял в связях с чеченскими и азербайджанскими преступными группами. Противостояние завершилось мировым соглашением. Администрация выкупила рынок у Корсаненковой за 2,8 млрд. неденоминированных рублей. Правда при этом , Петухов настоял, чтобы предпринимательница уехала из города, что она и сделала, продав свою квартиру и квартиру сына. Дважды затем женщина прилетала в Нефтеюганск, дабы завершить финансовые расчеты с должниками.
Заместитель директора по экономике «Юганскнефтегаза» Ирина Олонцева признала, что неуплата компанией налогов в бюджеты разного уровня достигла критического значения. Правда, происходило это до залогового аукциона, на котором новым владельцем нефтяных скважин стал Ходорковский. После этого ЮКОС активизировал работу по передаче на баланс города социальных объектов. В счет налоговых обязательств передали аэропорт. Олонцева отметила, что после прихода новых хозяев, компания исправно платила в бюджет и не имела задолженностей перед налоговыми органами. Странные показания с учетом доказанных миллиардных долгов ЮКОСа.
Адвокаты зачитали так же показания совладельца ЮКОСа, активного участника конфликта с мэром Нефтеюганска Владимира Дубова. Причиной сложных взаимоотношений с главой администрации Дубов считает отнюдь не проблемы с невыплатой налогов, а нецелевое использование бюджетных средств Петуховым. Топ-менеджер познакомился с мэром сразу после его избрания на должность, когда Петухов приехал в Москву на встречу с руководством предприятия - главного кормильца и поильца нефтеюганцев. Изначально взаимоотношения были рабочие, однако, очень скоро появились проблемы. «Новая вертикально интегрированная система управления компанией вызвала неувязки в налоговых отчислениях» - так охарактеризовал причины этих проблем Дубов. В течение весны 1998 года Петухов трижды расторгал договор об инвестиционном кредите с ЮКОСом. Дубов признал, что часть задолженности компания обязывалась выплатить в форме векселей. Однако, бумаги, переданные администрации оказались неликвидны. За сколько, у кого и где приобретались эти бумаги руководством ЮКОСа, Дубов не знает.
Дубов так же заявил:
1. «…у руководства ЮКОСа никогда не было связей с криминальными структурами…»
2. «Я никогда не предлагал Петухову взятку»
3. «В компании ЮКОС нет никого, кто мог бы «заказать» Петухова»
4. «Встречу 25 июня 1998 года (накануне убийства Петухова) у губернатора Ханты-Мансийского АО я не помню»
5. «Убийство Петухова невыгодно ни одной из нефтяных компаний России, поскольку негативно отражается на всех. На деятельность НК ЮКОС эти события никак не повлияли!»
Эти «апрельские тезисы» совладелец ЮКОСа вполне мог бы произнести и в ходе судебных слушаний. Только вряд ли ему бы кто-нибудь поверил. Но при этом адвокаты Пичугина настаивали на вызове разыскиваемого Интерполом Дубова в суд. Может быть, это сам Пичугин захотел увидеть рядом с собой в начале в зале суда, а затем на скамье подсудимых Владимира Матвеевича Дубова?