Голубович рассказал о разгроме лондонского офиса

Бывший директор по стратегическому планированию "ЮКОСа" Алексей Голубович в интервью газете "Коммерсант" рассказал подробности того, как несколько дней назад неизвестные разгромили его кабинет в лондонском офисе возглавляемой им компании "Русские инвесторы" и похитили компьютер, в памяти которого хранились документы, связанные с "ЮКОСом".

Освобожденный из-под стражи по решению итальянского суда бывший директор по стратегическому планированию и корпоративным финансам ЮКОСа, руководитель ОАО "Русские инвесторы" АЛЕКСЕЙ ГОЛУБОВИЧ, выдачи которого добивается Генпрокуратура России, утверждает, что в его лондонском офисе устроили погром неизвестные. При этом пропал компьютер, в котором хранились документы НК ЮКОС. С господином Голубовичем беседовала корреспондент "РИА Новости" в Италии ОЛЬГА ГРИНКРУГ, специально для Ъ.

– Генпрокуратура собиралась направить в Италию пакет документов по поводу вашей экстрадиции. Они уже поступили в суд?

– С тех пор как меня в мае освободили по решению местного суда, никаких сведений от российских или итальянских властей у меня не было. Нет и информации о поступлении документов.

– Как вы считаете, итальянские власти могут отказать России в вашей экстрадиции, как неоднократно отказывали ей до этого власти Великобритании?

– Это вопрос к суду, но лично я рассчитываю на то, что, поскольку не совершал ничего противозаконного в России, а именно не принимал участия в приватизации НИИУИФа, в чем меня обвиняют и за что объявили в розыск, то суд разберется с моим делом объективно.
Подробностями же процессов, проходивших в Великобритании, если честно, я даже не интересовался. Но люди, которых оттуда не выдали, обвинялись, насколько я понял, в совершенно других преступлениях, чем то, в котором подозревают меня.

– Если суд примет решение о вашей экстрадиции, вы подадите кассацию или добровольно вернетесь в Россию?

– Я не хотел бы отвечать в сослагательном наклонении, но, безусловно, я планирую быть в России, как только данное недоразумение завершится. У меня там дома три собаки и три кота, я не видел их около года.

– В сообщении, недавно распространенном компанией "Русские инвесторы", говорилось, что с 2004 года вы побывали во многих странах мира. Почему вас задержали именно в Италии?

– В 2004-2006 годах я регулярно бывал по делам бизнеса (инвестиционное консультирование) и в отпусках в Китае, Индии, Швейцарии, Франции, Италии, в арабских странах и так далее. Почему это случилось в мае и в Италии, я не могу сказать точно. Но теперь у меня есть информация о том, что за моими передвижениями в последние годы следили лица, связанные с некоторыми бывшими руководителями НК ЮКОС.

– В СМИ сообщалось, что арест мог быть связан с тем, что вы собирались дать интервью Михаилу Леонтьеву. Видите такую связь?

– Я думаю, что этот вопрос лучше адресовать авторам публикаций. Возможно, Михаил Леонтьев, этот уважаемый мною телеведущий, проявил интерес к моим взглядам на историю и причины краха НК ЮКОС после того, как познакомился с моей статьей на эту тему в журнале "Эксперт".

– Кто для вас сейчас главный противник – Генпрокуратура или представители ЮКОСа?

– Генпрокуратура – инструмент закона, а закон не может быть противником сам по себе. Я пару раз был там на допросе как свидетель по делу ОАО "Апатит" летом 2004 года и не чувствовал давления или предвзятого отношения со стороны следователей. Поэтому я очень надеюсь, что мне удастся доказать свою непричастность к делу, из-за которого произошла эта неприятность. С представителями же ЮКОСа я уже давно не имею контактов, и мне трудно ответить на ваш вопрос.

– Оказывается ли сейчас какое-то давление на вашу компанию и на принадлежащую вашей супруге Ольге Миримской компанию "Русский продукт"?

– Нет. Если не считать давлением произошедший четыре дня назад взлом лондонского офиса компании, в которой я работаю. Мой кабинет просто разгромили. Причем похитили только мой персональный компьютер и, возможно, некоторые документы (полиция Лондона ведет сейчас расследование). Поскольку из офиса не похитили ни одной ценной вещи, а компьютер был недорогой и представлял интерес только хранившимися в памяти документами, в том числе касавшимися НК ЮКОС, это событие вызывает беспокойство. Интересно также, что подобное преступление за последние две недели было совершено против другого акционера моей российской инвестиционной компании. Двое мотоциклистов в присутствии множества свидетелей разбили стекло в его автомобиле прямо возле офиса и, выхватив портфель с важными юридическими документами, скрылись.

Обвинения, которые могут снять

Бывший директор по стратегическому планированию и корпоративным финансам НК ЮКОС, а ныне председатель совета директоров инвестиционной компании "Русские инвесторы" Алексей Голубович был арестован сотрудниками Интерпола 10 мая в Италии. Позже по решению местного суда господин Голубович был выпущен под подписку о невыезде. Дело Алексея Голубовича было выделено из так называемого дела ЮКОСа. Генпрокуратура России объявила его в международный розыск по обвинению в хищениях. Алексею Голубовичу предъявлены обвинения в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 УК РФ ("Мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере"), а также в неисполнении решения суда (имеются в виду эпизоды по хищению акций "Апатита" и НИИ удобрений и инсектофунгицидов (НИИУИФа), которые были в деле и Михаила Ходорковского, и Платона Лебедева). Правда, по этим обвинениям у Генпрокуратуры есть право прекратить дело за истечением десятилетнего срока давности. При этом следует отметить, что господин Голубович дистанцировался от оставшихся на свободе акционеров ЮКОСа. В интервью, опубликованном в конце прошлого года в "МК", он рассказал, что "ряд акционеров и их адвокаты" предупреждали его о неминуемом аресте и о "проблемах, которые могут возникнуть в тюрьме". По словам господина Голубовича, акционеры предложили ему $25 млн в обмен на обязательство о неразглашении "определенной информации". Но он не стал подписывать обязательства, которые вынудили бы его "лжесвидетельствовать или скрываться". Более того, господин Голубович рассказал, что его семья пережила два покушения, которые он считает акциями устрашения, и отметил, что они "были похожи на те, что предпринимались против бывшего советника Михаила Ходорковского Ольги Костиной". Напомним, что за организацию этого покушения был осужден бывший сотрудник службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин.
Популярные материалы