Ничего личного. Уголовщина only – 2. Смотрящий музея Диаспоры.

"Что может быть общего между Леонидом Невзлиным, русским олигархом, находящимся в розыске по подозрению в соучастии в убийствах, и таким уважаемым институтом как Музей Диаспоры? Нам очень прискорбно все это. Действительно, Музей испытывал затруднения, но есть куда более солидные пути оздоровления, нежели позволить олигарху подобрать под себя Музей", - заявили сотрудники "Бейт ха-Тфуцот" в эфире второго канала израильского ТВ.

Факт сам по себе многозначный. Невзлин потратил немало сил, и, похоже, денег, чтобы его имя по возможности как можно реже упоминалось в израильских СМИ вообще, и особенно — в связи с предъявленными ему Генпрокураторой РФ обвинениями, требованиями экстрадиции, арестным ордером Интерпола и другими неприятными моментами биографии миллиардера. Репортаж второго канала Израиля стал настоящим прорывом самовыстроенной Невзлиным информационной блокады вокруг своего имени.

Сотрясение израильского эфира дает нам повод продолжить рассуждение о судьбах наших олигархов в изгнании. Если в Великобритании, пусть с отрицательным пока результатом, судебная власть хотя бы откликается на запросы российской Генпрокуратуры об экстрадиции Бориса Березовского, Тель-Авив в связи с Леонидом Невзлиным хранит абсолютное молчание.

Собственных обид Израиль, как известно, не прощает никому. Неотвратимость наказания здесь исповедуют как государственную политику. Не счесть примеров, когда разведчики МОССАД, не утруждая себя скучными процедурами, открыто попирали чужой суверенитет и нормы международного права. Они тайно «экстрадировали» на скамью подсудимых скрывшегося в Аргентине нацистского преступника Адольфа Эйхмана, и того повесили.

А операция «Ноев ковчег»? Израильтяне, выдав себя за норвежцев, по-пиратски угнали из Шербура пять ракетных катеров, которые им не продал де Голль, встревоженный ближневосточной экспансией еврейского государства. Апофеоз государственной мести наглядно продемонстрировал Стивен Спилберг в своем недавнем фильме «Мюнхен»: целую пятилетку нелегалы поштучно подрывали террористов «Черного сентября», расстрелявших израильских олимпийцев. Око за око, и никаких формальностей.

А Леонид Борисович мало того, что неосмотрительно парит на небезопасном параплане, еще и гуляет себя вечерами по берегу Средиземного моря. И совсем не боится людей-лягушек из ГРУ. Это он мог себе позволить разглагольствовать, что «папа» де, совсем зарвался, и как бы было хорошо, если бы «папа» вдруг «куда-нибудь делся», а уж с Касьяновым они обо всем договорятся «влегкую». Видимо, беглец отдает себе отчет, что у него с Путиным все-таки разная ментальность.

Молчание Тель-Авива в отношении скоропостижно обращенного еврея Невзлина истолковывают отсутствием прецедента. Не было случая, чтобы Израиль выдал России подозреваемого в совершении преступления, когда уголовное дело на бывшей родине завели уже после алии. В иных случаях, если откроется, что человек, получивший гражданство Израиля, скрыл от властей заведенное ранее уголовное дело, — его гражданство аннулируется и он подлежит депортации. Так были экстрадированы в Россию лидер бауманской ОПГ Андрей Журавлев, похититель царских реликвий петербуржец Владимир Файнберг, и совсем недавно Геннадий Ягудаев, фигурант федерального розыска.

Не зря Невзлин так суетился. А сколько нервов, только представьте… Сентябрь 2003-го. Натан Щаранский звонит замминистра МВД Браиловскому. Срочно созывается комиссия по гражданству. Решение выносят в несколько дней, а не в положенный по закону месяц. Но черт дернул бастовать израильских «ментов». Без бумажки ты букашка… не только в России! Прибавилось седины – под стражей Лебедев, Шахновский, Пичугин, сам Ходорковский… Короче, из-за проклятой забастовки израильский паспорт ему выправили только в начале ноября. Дело на Невзлина заведено 15 января 2004 года.

В Израиле Леонид Невзлин действует точно теми же методами, что в пределах покинутого отечества. Чтобы стать крупным общественным деятелем, привычно отстегнул, кому надо. 1,5 миллиона долларов не цена, чтобы разминуться с «Матросской тишиной». И сразу стал президентом, и не чего-нибудь, а "Бейт ха-Тфуцот" – музея Диаспоры. Он расположен в кампусе тель-авивского университета.

Невзлину это должно быть особенно близко как бывшему ректору РГГУ. Сюда из самого Лувра приезжают учиться постановке музейного дела. В последние годы из-за бюджетного дефицита музей всемирного еврейства несколько захирел, встал даже вопрос об увольнении персонала. Отсюда еще большой вопрос, кто кого спас – Натан Леонида или наоборот. Поскольку г-н Щаранский таки был министр Диаспоры и музей подчинялся ему. А тут полтора «лимона» как с куста.

В эпоху дикого капитализма в России существовал непреложный принцип – никому не платить отступных, иначе разденут догола. Эффективнее шантажистов отстреливать, что и делали. Невзлину во спасение пришлось поступиться принципами, и его уже изрядно «развели». Участие в программах помощи репатриантам и образовательным учреждениям Израиля составило уже 15 млн. долларов.

Больше дал только банк "Hapoalim", да и то ненамного, отмечает израильская пресса. Крупнейший в стране банк "Хапоалим" известен также тем, что через него отмывал свои доходы Владимир Гусинский, в связи с чем бывший российский медиа-магнат периодически приглашается на допросы отделом израильской полиции по расследованию финансовых преступлений в городе Петах-Тиква близ Тель-Авива. Но это просто к слову.

Самостоятельным бизнесменом Леонид Борисович не был никогда в России, не пытается и в Израиле. Меценатствует пока. Управление капиталом он передал Михаилу Брудно. Но тот тоже в бегах, причем без перспективы алии. Натурализоваться придется где-нибудь еще, израильская туристская виза на исходе.

Вилла Невзлина в Герцлии-Питуах превращена в хорошо укрепленную крепость. Без собственной секретной службы он себя просто не мыслит. Только теперь на смену службе внутренней безопасности ЮКОСа пришла британская фирма ISC Global. В какой-то степени Невзлин пошел дальше царя Мидаса – все, к чему он прикоснулся, странным сначала покрывается золотом, а потом трупами.

Британский еженедельник The Sunday Times опубликовал статью под заголовком "Британский адвокат замышлял очернить Путина", посвященную некоторым обстоятельствам, сопутствовавшим гибели директора Menatep Group Стивена Кертиса. Издание пишет о том, что Кертис руководил деятельностью фирмы ISC Global, которая на деньги, выделенные бизнесменом Леонидом Невзлиным, занималась сбором информации, дискредитирующей президента России Владимира Путина и его ближайшее окружение – от министра обороны Сергея Иванова до губернатора Чукотки Романа Абрамовича.

Версий можно строить множество. Фактом же является следующее: едва Кертис поделился со Скотланд-Ярдом беспокойством за собственную жизнь, его вертолет не долетел из Лондона до замка на берегу Ла-Манша.

Рубежным для Леонида Невзлина является ноябрь сего года, когда с историей его гражданства все-таки разберутся судебные органы Израиля. Больше всего на свете его беспокоит молчание одного человека – Алексея Пичугина на скамье подсудимых Мосгорсуда. Процесс на сегодняшний день явно не миновал середины разбирательства.

Про запас у Леонида Борисовича есть еще Натан Щаранский со своей «Израэль Б’Алия» - партией иммигрантов из России и стран СНГ. А что – парламентский опыт имеется, был российским сенатором. Правда, у погрязшей в чисто еврейских разборках партии всего четыре места в Кнессете. Зато ни у одного из партийцев Щаранского нет столько денег.

Популярные материалы