Дело "Энрон", или ЮКОС по-американски

У кого учились наши доморощенные капиталисты из ЮКОСа

В ноябре 2001 года мне довелось побывать в Лондоне в европейском филиале "Энрон". Ничто не предвещало беды. В огромных залах стояли бесконечные ряды компьютеров и трейдеры корпорации, которые по праву считались лучшими в этом бизнесе, заключали через "Интернет" фьючерсные сделки на закупки и поставки газа, нефти, нефтепродуктов, угля, электричества, времени на каналах связи и ветряных электростанций, производство которых "Энрон" наладила незадолго до этого. На экранах компьютеров крутились гигантские деньги. И у меня осталось впечатление, что деньги делались из воздуха, а весь энроновский бизнес - из категории виртуальной реальности.

Непосвященному человеку было очень трудно вникнуть в технологию хеджинговых сделок, головокружительных бартеров и понять, каким образом нефть, закупленная в России где-нибудь под Уфой, попадает в танкер, который идет по Волге, а оттуда через Черное море и трубопровод в Румынии оказывается в Польше, а затем идет в США. Впрочем, в России закупок было немного. Один из руководителей "Энрон-Юроп" объяснил мне, что "бизнес "Энрон " предельно прозрачен, а в России достичь прозрачности очень трудно. Поэтому объем наших сделок там невелик…" Насчет России все было тогда правильно. А вот насчет "Энрон "…

Через месяц после этого разговора, в декабре 2001 года "Энрон" подал заявку на банкротство. Вслед за этим началась череда скандалов. Главный бухгалтер корпорации рассказала журналистам о тех махинациях, которые творились в "Энрон" с аудитом и отчетностью. Вскрылось, что долги "Энрон", седьмой в списке 500 крупнейших корпораций США, достигли 40 миллиардов долларов, и покрыть их было нечем. Летом 2002 года стоимость акций "Энрон" упала с 80 млрд долларов почти до нуля. Десятки тысяч рабочих мест были ликвидированы. Сотрудники "Энрон" потеряли свои пенсионные накопления, вложенные в акции "родной" корпорации. Банкротство "Энрон" обесценило и вклады миллионов рядовых акционеров компании, включая тещу президента США Джорджа Буша - она потеряла в энроновских акциях 8 тысяч долларов. Зато руководители фирмы умудрились на этом банкротстве только нажиться. Они заблаговременно продали свои акции, когда те были еще в цене. Но когда началось следствие и выяснилось, что весь бизнес "Энрон" был построен на глобальном мошенничестве, жульнических аудитах, проводившихся в сговоре с крупнейшей аудиторской фирмой "Артур Андерсен", и уходе от налогов, на взятках коррумпированным госчиновникам, на уводе прибылей в офшоры (узнаете, у кого учились наши доморощенные капиталисты из ЮКОСа?), все руководство корпорации оказалось на скамье подсудимых. Когда же следствие раскрутило всю схему доходов "Энрон", выяснилось, что корпорация активно брала в долг, готовясь к банкротству. "Энрон" задолжала Ситибанку 3 млрд долларов, Банку Нью-Йорка - 2,5 млрд и Банку Барклис 126 млн долларов. И отдавать долги никто в "Энрон" не собирался. Вот именно это, а не внутрикорпоративные скандалы, вызвали шок в Америке и во всем мире, временно дестабилизировали фондовый рынок и даже доллар. Вместе с "Энрон" сгорела репутация одной из пяти самых больших мировых фирм бухгалтерского учета Артур Андерсен (АА). АА получала от "Энрон" 25 млн долларов в год. По сути, это были взятки за молчание. Три финансовые компании - Кэнэдиен империал банк, Джи.Пи. Морган энд Чейз и Ситигруп - суд обвинил в содействии "Энрон" в сокрытии ее биржевых и финансовых махинаций.

Дело "Энрон", которое часто сравнивают с "делом ЮКОСа" в России, вызвало такую бурю в США, что конгресс принял новый закон о борьбе с корпоративным мошенничеством. Общего между этими двумя криминальными историями - энергетических корпораций ЮКОС и "Энрон", конечно, много. Прежде всего, в безудержном стремлении их владельцев к наживе, приведшем и тех, и других на скамью подсудимых. Разница лишь в том, что в России законы помягче, и г-н Ходорковский со товарищи получил куда меньшие сроки, чем его коллеги Скиллинг и Лей. В США по решению суда тем, кто пострадал от махинаций руководителей "Энрон", будет выплачена компенсация. А вот где в России искать защиты тем, кого безжалостно раздавили и обобрали бывшие владельцы ЮКОСа?

Приговор владельцам "Энрон" давался окружному суду в Хьюстоне не так-то просто. В штате Техас у корпорации было, что называется, все схвачено, да и на самом вашингтонском верху тоже. Несмотря на то, что Кеннет Лэй был личным другом президента США Джорджа Буша, и в ходе президентской гонки 2000 года перевел в кассу республиканцев почти миллион долларов, под следствием оказался и он. Никто в США в таких случаях не взирает на лица. Судья Лейк довел дело до конца, лишний раз, показав тем самым преимущества независимого суда, перед которым равны все, в том числе проворовавшиеся миллиардеры. Это неплохой пример и для наших судей.


Популярные материалы