24 мая: Об этом в ходе судебных слушаний в Мосгорсуде по делу Алексея Пичугина заявил бывший заместитель расстрелянного мэра Нефтеюганска Сергей Жаров.
Сергей Жаров: «Руководство ЮКОСа требовало от Петухова списать долги!»Кому мешал мэр Владимир Петухов? Именно этот вопрос стал ключевым в ходе слушаний. Если принять во внимание лейтмотив вопросов адвокатов Пичугина, то создается впечатление, что у Петухова было множество иных, помимо руководства ЮКОСа, врагов. Например, местные предприниматели, недовольные переносом городского рынка с окраины в центр Нефтеюганска. Или новороссийская компания «Терминал АТ Лтд.», от которой администрация Нефтеюганска добивалась возвращения инвестированных средств. «Был ли Петухов конфликтным человеком?» - задал один из защитников недвусмысленный вопрос свидетелю Сергею Жарову. «Отнюдь!» - ответил Жаров. – «Я работал с ним на протяжении нескольких лет. У него были очень хорошие отношения со всеми подчиненными и с горожанами».
И в самом деле, кому мешал Петухов?
Конфликт между руководством ЮКОСа и Владимиром Петуховым развивался на глазах, по крайней мере, нескольких тысяч человек. Жители Нефтеюганска – прямые свидетели невыплат зарплат, холодных батарей и публичных кампаний против Петухова в купленных «юкосовцами» региональных СМИ.
Сергей Жаров до знакомства с Петуховым работал в компании «ЮКОС – Сибирь» в Омске. Градоначальник Нефтеюганска пригласил его занять должность своего заместителя по вопросам внешнеэкономической деятельности, в частности, связанной с реализацией нефтепродуктов, которыми «платила» в городскую казну компания ЮКОС. 30% налоговых отчислений компания отдавала сырьем, а 70% была обязана отдавать деньгами. Эта схема перестала работать в середине 1997 года. Возникли колоссальные налоговые невыплаты. Городская администрация погрузилась в решение сложных проблем: с задержками заработной платы бюджетникам, остановившимся городским транспортом и надвигающейся суровой зимой.
Петухов добивался изменения отношения компании к своим обязательствам. Неоднократно в администрации проходили планерки, на которых приглашали тех или иных местных руководителей ЮКОСа. Они уверяли, что компания испытывает серьезные экономические трудности и просили всех потуже затянуть пояса, все больше напоминающие удавку.
«От товарных поставок ЮКОСа в 1997 году было получено городской казной 76 миллиардов рублей» - вспоминает Жаров. – «Деньги, те 70% налогов, которые они были обязаны выплачивать, в бюджет, так, и не поступили. ЮКОС настаивал, чтобы средства от реализации нефтепродуктов администрация зачла как «живые» деньги. В конце концов, в 1998 году, когда конфликт уже был в полном разгаре, Дубов прямо предложил списать долги! И даже указал схемы, как это можно сделать. За это было обещано придерживаться прежней схемы налоговых отчислений: 70% к 30%. Петухов отказался».
По подсчетам мэра, ЮКОС задолжал в местный бюджет 1,5 миллиарда деноминированных рублей. Налоговики Ханты-Мансийского автономного округа, к которым с просьбой о проверке финансовой документации ЮКОСа обратился градоначальник, так и не были допущены к документам службой безопасности ЮКОСа. Тогда мэр обратился в Федеральную налоговую службу. В своем заявлении он просил уделить внимание ряду предприятий ЮКОСа в Калужской области, которым, по его мнению, могла перечисляться прибыль нефтеюганских предприятий компании. Из Ханты-Мансийского АО налоговики прилетели в Москву. Жаров должен был обеспечить их жильем на время работы. Однако, в столице выяснилось, что обустройством государственных чиновников уже занимается ЮКОС - организация, которую они, собственно говоря, и прилетели проверять. Петухов приказал Жарову возвращаться.
Конфликт между Петуховым и ЮКОСом продолжался. Градоначальнику, как выразился Жаров, «блокировали доступ к местным СМИ», постоянно публиковалась негативная информация. В ответ Петухов объявил голодовку и был вынужден использовать в качестве информационного источника городские громкоговорители. Петухов в один из таких дней заявил Жарову, что Дубов грозил ему расправой, а Нефтеюганску разорением, если не прекратятся наезды. «Лично мне о характере этих угроз ничего не известно!» - пояснил свидетель.
24 июня, как известно, Петухова расстреляли недалеко от своего дома, когда тот шел на работу. Жаров заявил суду, что не знает, кто мог стоять за убийством его начальника. И в самом деле, кому мешал Петухов?
Ольга Костина: «Невзлин назвал покушение на Колесова внутренним делом компании»Пережившая покушение на свою жизнь 28 октября 1998 года бывшая сотрудница московской мэрии Ольга Костина рассказала немало интересного о методах работы службы безопасности ЮКОСа. Напомним, у дверей квартиры родителей Костиной по заказу Пичугина был организован взрыв. В суд Костину пригласили, как свидетельницу по эпизоду Колесова.
Костина пояснила, что раньше с Колесовымт он была незнакома. О том, что на него было совершено покушение, она узнала от следователей. Однако, чуть позже, уже в 2000 году, на юбилее газеты «Коммерсант» Ольга говорила об этом случае с Леонидом Невзлиным. «Я спросила его, что произошло с Колесовым» - вспоминает свидетельница. – «Невзлин сказал: «Там все в порядке. Это внутреннее дело компании». Я заметила, что случай достаточно тревожный и руководству компании необходимо сотрудничать со следствием. Невзлин пояснил, что разберутся с этим вопросом без правоохранительных органов. Я так поняла, что этот человек провинился, и с ним решили вопрос таким образом»
Костина пояснила суду, что пришла работать в зарождающийся ЮКОС советником Ходорковского еще в 1994 году. Она смогла припомнить, что уже в те годы со службой безопасности у сотрудников компании было несколько конфликтов. Однажды, почти целый день «спецы» «прессовали» в отдельном кабинете работника, купившего квартиру. По мнению руководства, у него не могло быть столько денег. Когда мужчина смог выбраться из страшной комнаты, то сразу направился в милицию, поскольку ни у кого ничего не воровал, а взял кредит в банке. Невзлин тогда извинялся перед ошеломленным мужчиной и просил забрать заявление. Другой раз, служба безопасности более 5 часов под жестким давлением допрашивала сотрудника пресс-службы под тем предлогом, что он вынес какие-то документы. Только вмешательство других работников помогло его вызволить.
Евгений Филиппов: «Мне стреляли в спину!»Два свидетеля по эпизоду нападения на Евгения Рыбина дали в целом протокольные показания. Сергей Демура – сотрудник милиции, осуществляющий дополнительный контроль за безопасностью предпринимателя, в составе группы районного отдела внутренних дел, рассказал, что в машине «Тойота», рядом с домом Рыбина, проверял документы у Цыгельника. Потом он опознал его на следствии. Охранник Евгений Филиппов пояснил, что был в машине Рыбина, взорванной 5 марта 1999 года около Николо-Хованского кладбища. Втроем, охранники возвращались домой, оставив Рыбина на праздновании дня рождения племянника. Филиппов подробно рассказал о том, как происходил бой, после того как он выбрался из перевернутой машины: «Я увидел, что к нам идет человек. Лица его не разглядел. Тогда я достал пистолет и открыл огонь. Он открыл ответный, тут же от забора кладбища стал стрелять по нам кто-то еще. У меня закончились патроны. Я поскользнулся, и упал на дорогу. Когда поднимался и доставал запасную обойму в меня попали две пули. Одна в правое плечо, другая чуть ниже. Тогда я побежал в сторону дома. Мне вслед постоянно стреляли. Я быстро устал, в конце пути уже просто шел шагом. Однако, никто меня не преследовал. В доме Рыбина я сообщил о происшествии охране и к раненому Алексею Иванову выехали наши ребята».
Свидетель Пахарев: «У Левина богатые актерские данные!»Впервые с начала судебных слушаний была затронута столь подробно личность подельника Пичугина Владислава Левина, который, как выяснилось, в творческой среде носил имя Олег. В переводе со скандинавского это имя означает «священный». Неизвестно, знал ли это толкование подсудимый и рассчитывал ли на свою высшую неприкосновенность, меняя паспортные данные.
Владислав Левин обвиняется в том, что в составе банды возглавляемой Цыгельником 19 марта 2003 года совершил разбойное нападение на семью Каплиевых. Преступление было совершено в селе Дубовское Ростовской области. Шестеро бандитов ворвались ночью в дом супругов, начали избивать их. Несколько раз в Каплиевых выстрелили из ружья. Однако, глава семейства смог добраться до хранившегося дома ружья ТОЗ и двумя выстрелами сразил одного из бандитов. Остальные, включая Левина, убежали. Супруги чудом остались живы.
Левин, готовясь к нападению, хранил оружие. Цыгельник передал ему гранату, которую затем взяли «на дело». Долгое время после нападения Левин находился в розыске. Скрывался он в Москве, где проявил свои иные таланты.
Г-н Пахарев, директор одного из агентств в области шоу бизнеса, куда на кастинг пришел Левин, признался, что кандидат произвел на него неизгладимое впечатление. «Это очень порядочный, обязательный, одаренный человек», - весьма образно перечислял Пахарев. – «Он пишет стихи, музыку, насколько я знаю, собирался поступать в театральный ВУЗ. Правда, назвался при нашей встрече – Олег».
Наверное, потому, что творческим людям свойственна импровизация и смена амплуа. Левин, видимо решил, что последнее ему крайне необходимо перед окончательным покорением столицы и поехал к себе на родину менять фамилию. «У него была неблагозвучная фамилия Кисарбеков» - пояснил Пахарев. – «В шоу-бизнесе фамилия играет значительную роль», - был полон уверенности служитель муз. В Генпрокуратуре почему-то думают, что Левин заметал следы после своего дурно сыгранного разбойного нападения.
Прощаясь с публикой, свидетель дружески махнул рукой Олегу-Владиславу Кисарбекову-Левину. Шоу-программы, клубные проекты, показы мод, участие в клипах все это ждет подсудимого сразу же после освобождения из-под стражи или из тюрьмы. Было понятно, что карьера Левина только начинается и главная роль еще не сыграна. Впереди финал, в котором он может блеснуть актерским талантом, затем приговор и занавес.