Эхо скандала с Bank of New York

Пострадавшие не прощены, виновные не наказаны

Весной этого года началась очередная волна закрытий корреспондентских счетов российских банков в иностранных кредитных учреждениях. И конца этой волне не видно. Как стало известно "ПРАВДЕ.Ру", в ближайшее время "дочка" крупного европейского банка собирается закрыть корреспондентский счет одного российского банка.

Всего за минувший год только в США за год были закрыты корсчета почти 300 российских банков. Теперь к американцам присоединились и европейские финансовые институты. Так, американская дочка Deutsche Bank в конце августа закрыла корсчета нескольким российским банкам.

Формальным поводом для "эпидемии недоверия" к российской банковской системой стал широко известный скандал с отмыванием российских денег в Bank of New York (BNY) в 1999 году. Интерпол назвал скандал с отмыванием российских денег крупнейшей финансовой махинацией, которую ему приходилось расследовать. По оценке западных экспертов, через BNY было отмыто по меньшей мере 10-15 миллиардов долларов российских денег.

Поначалу за огромными финансовыми потоками видели руку "русской мафии". Однако, по результатам проверки BNY, проведенной Федеральной резервной системой США, мифическая "русская мафия" оказалась российскими компаниями, уклонявшимися от налогов. Многие российские импортеры, скрывая свои обороты от обложения налогами, использовали подобную схему для проведения расчетов с поставщиками. Но совсем отрицать наличие в этих потоках денег, связанных с криминалом, не решился никто.

В итоге в 2000 году Россия попала в «черный список» Международной группы по борьбе с финансовыми преступлениями (FATF). "Черная метка" FATF осталась на России даже после того, как она покинула черный список и даже стала членом этой организации, выполнив все ее требования - даже те, которые вызывали жесткое неприятие в России.

Так что же за российские компании втянули нашу банковскую систему в это болото, в котором она плавает до сих пор?

Напомним, что поначалу центральной фигурой расследования стал известный швейцарский банкир Брюс Раппапорт, которого связывали с BNY длительные и прочные отношения. Одни называли его гениальным финансистом, другие – грандиозным мошенником, но факт остается фактом – на пересечении "гразных" денег из России и BNY оказался именно он.

У Раппапорта оказались обширные связи и даже проекты в России. В нашей сране Брюс также был известен, как посол крошечного острова в Карибском море – Антигуа. Естественно, это оффшор, причем с не самой лучшей репутацией, что насторожило следователей. Павел Хлебников в своей книге "Крестный отец Кремля" назвал его "райским местечком для отмывания денег, особенно наркодолларов".

По версии следствия, Раппапорт, как представитель BNY активно сотрудничал с одним банком, зарегистрированном на острове. Контора гордо называлась "Банком Европейского Союза" ("Еuropean Union Bank", EUB).

Как оказалось, этот банк был одним из ключевых элементов банковской сети "МЕНАТЕПа", российской финансовой структуры, возглавляемой Михаилом Ходорковским. Его соучредителями были как сам Ходорковский, так и его партнер – бывший глава Всероссийского биржевого банка Александр Конаныхин. По версии следствия, сомнительные средства российского происхождения через посредничество BNY перекачивались именно в оффшоры. Впоследствии Конаныхин был арестован.

Антигуа стал не единственным пунктом в этой истории, в котором всплывали следы империи Ходорковского. Когда 1999 году американские власти начали расследование в отношении BONY, российскими связями в банке руководила некая Наталья Кагаловская-Гурфинкель. По странному совпадению, она была женой зампредседателя правления банка 'МЕНАТЕП' Константина Кагаловского (в последствии и до недавнего времени – директор "Института открытой экономики" в рамках проекта ЮКОСа "Открытая Россия"). В результате расследования Кагаловская была отстранена от работы, и в ее офис неоднократно наведывалась с обыском полиция.

Многие нити той истории вели американское следствие к главе "самой открытой компании в России" - Михаилу Ходорковскому. Российского олигарха даже вызывали в Конгрессом США дать показания по скандальному делу об отмывании денег через западные банки. Однако Ходорковский проигнорировал любезное приглашение американцев, предоставив своему партнеру Конаныхину отдуваться за всех.

Впрочем, сейчас ситуация несколько поменялась: Конаныхин на свободе, а Ходорковский ожидает в СИЗО подтверждения обвинительного приговора. Да и на западе как-то стало не принято вспоминать, с кого начался крупнейший банковский скандал десятилетия.

Все по-прежнему осталось лишь для российских банков. На них так и висит ярлык "опасных" партнеров. Как с горечью отмечает первый заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы РФ Павел Медведев, "не один год уйдет на восстановление репутации". Не исключено, что эхо истории с BNY будет звучать еще десятилетия.
Популярные материалы