"Меня ударили рукояткой пистолета"

Программа "Момент истины": Интервью с Д. Гориным и С. Враговой

ДМИТРИЙ ГОРИН, сын О.Гориной, убитой по приказу начальника службы безопасности НК ЮКОС А.Пичугина: Сейчас мы направляемся в гараж, куда заезжала машина моих родителей. Но ничего, по клумбам можем пройти. Но в гараже огромное пятно крови, тут освещение очень такое плохое, конечно, но ничего. Здесь были найдены несколько гильз, вот в этом месте. И вот огромное пятно крови. Это кровь моего отчима.
ВЕДУЩИЙ: Страшная экскурсия, съемки прошлого года. Страшная история Дмитрия Горина и его рассказ об убийстве, организованном, так доказали, доказали прокуратура и суд, Алексеем Пичугиным, руководителем службы безопасности ЮКОСа, рассказ об убийстве его матери и его отчима. Как и вот эти склады, покажите, пожалуйста, покажите крупно, с майками. Их здесь десятки тысяч, господа. С майками в защиту Ходорковского. Майки, кепки - оранжевая символика. Подготовка, как мы предполагаем, подготовка к майдану в Москве. Возможная дата беспорядков - день объявления приговора Михаилу Ходорковскому. Страшная, действительно страшная экскурсия по гаражу, где убивали супругов Гориных, это не точка. Мы попробуем доказать это сегодня. Это не точка, это всего лишь запятая, увы, всего лишь запятая в истории убийств, за которыми, мы тоже попробуем это доказать сегодня, за которыми так или иначе присутствует не кто-нибудь - руководитель компании ЮКОС.
ДМИТРИЙ ГОРИН, сын О.Гориной, убитой по приказу начальника службы безопасности НК ЮКОС А.Пичугина: Почти вся машина была разбита, как будто вот, не знаю, дрались как будто рядом с ней. То есть, как вышел, так сразу убили, просто немножко прошел рядом с ней.
СЕРГЕЙ СОКОЛОВ, журналист: В данном случае мы имеем дело с обычной уголовкой, как то: исчезновение и убийство людей и покушение на бывших сотрудников банка "МЕНАТЕП". Если взять Алексея Пичугина, дело в том, что Пичугин был, по сути, личным порученцем одного из главных акционеров компании ЮКОС Леонида Невзлина. Когда Пичугин был арестован, первое, что мы сделали, поехали в город Тамбов. В Тамбове, напомню, в начале пропала и потом стало понятно, что погибла семья Гориных, Сергей и Ольга.
ДМИТРИЙ ГОРИН, сын О.Гориной, убитой по приказу начальника службы безопасности НК ЮКОС А.Пичугина: В этом пятне крови, как говорят в наших следственных органах, говорят, что был найден остаток головного мозга, серое вещество. В общем-то, все. Здесь больше ничего нет такого. Остальное в доме. Пойдемте.
СЕРГЕЙ СОКОЛОВ, журналист: Он провел экскурсию по этому дому. Это самая жуткая экскурсия, на самом деле, в моей жизни, когда сын показывает и рассказывает о том, как исчезла его мама.
ДМИТРИЙ ГОРИН, сын О.Гориной, убитой по приказу начальника службы безопасности НК ЮКОС А.Пичугина: Найдена гильза, патрон. Но гильза такая, не деформированная, как будто туда просто патрон положили. Найден был женский волос, как говорят, волос моей матери. Раздался резкий звук, как будто кто-то ногтями скребется, полотенце рвут - вот такой вот звук. Я вышел и увидел в этой комнате, вот в этой комнате, вот здесь кровать стояла по-другому, здесь лежала моя сестра поперек, а здесь стоял вот этот мужчина в маске. Я увидел пистолет, нацеленный на сестру. Меня ударили рукояткой пистолета. Вот, вот - виден шрам? Я потом две недели в больнице пролежал.
ЕКАТЕРИНА КУВЯТКИНА, адвокат: Позиция подсудимого Пичугина заключалась в том, что он жертва политических репрессий. Я считаю, что невозможно говорить о политической подоплеке этого дела. Кроме того, он нигде не высказывал...
ВЕДУЩИЙ: О политической подоплеке этого дела замечательно рассуждает сегодня редактор "Московских новостей" Евгений Киселев, наш коллега. Главный акционер "Московских новостей" Леонид Невзлин. Именноон, вместе с Киселевым, недавно выгнал на улицу более 40 журналистов "Московских новостей", очевидно, отстаивая принцип свободы слова в России. Киселев предполагает, очевидно, что Дима Горин врет, что его мама с отчимом не были убиты в гараже и дома в Тамбове. Что господа Горины, скорее всего, живы и здоровы и уже несколько лет отдыхают где-нибудь на курорте. На островах. Между тем, это уже закон, фактически закон, убивают тех кто рядом. Убивают, заказывают тех, кто рядом. Мать Ольги Гориной проклинают тот день, когда ее дочь и зять познакомились с Ходорковским. У компании "ЮКОС" были в те годы свои интересы в Тамбове, и Сергей Горин ему в этом помогал.
ГАЛИНА ДЕДОВА: Как они познакомились, я не знаю. Но что вот из разговора Сергея и Ольги, что вот они были знакомы и что после того, как Сергей узнал, что вот Ходорковский, уже создан был МЕНАТЕП и все, то я подробностей, вот как они познакомились, я не знаю. Но Сергей, вот он понимал: раз у нас сельскохозяйственная область, то здесь будут востребованы все вот эти нефтепродукты. И если расширить эту деятельность, то здесь обязательно нужен будет и свой банк. И что этот свой банк он будет приносить как раз доход, непосредственно МЕНАТЕП, потому что здесь будет большой оборот этих нефтепродуктов. И они где-то там познакомились, и потом уже он с ним непосредственно встречался, открывал этот банк, согласовывал это с администрацией, с областной конторой Госбанка, и здание он им подыскивал, и все. Значит, это совершилось.
ДМИТРИЙ ГОРИН, сын О.Гориной, убитой по приказу начальника службы безопасности НК ЮКОС А.Пичугина: Меня закинули вот в эту ванну. Я лежал около этой корзины, рядом с стиральной машины. Машину, кстати, почему-то бандит, когда пришел, отключил сразу. Было интересно. Сестра - она вот тут вот была. Сестру вот в эту ванну посадили. Потом меня два раза ударили ногами и сказали, что если я еще вылезу, меня просто-напросто застрелят. Я хотел еще раз вылезти, но сестра просто просила, чтобы я не вылезал.
НИКОЛАЙ ЗЯТЬКОВ, главный редактор газеты "Аргументы и факты": Вы знаете, когда вот этот вот приговор был вынесен, читатели тоже, у нас развернулась дискуссия.
ВЕДУЩИЙ: Пичугину?
НИКОЛАЙ ЗЯТЬКОВ, главный редактор газеты "Аргументы и факты": Да. Некоторые читатели тоже задавали такие вопросы, говорили: "Ну, как же так? Он работал на фирме мирового уровня.
ВЕДУЩИЙ: 50 регионов - зона их ответственности.
НИКОЛАЙ ЗЯТЬКОВ, главный редактор газеты "Аргументы и факты": По международным стандартам". Но при этом люди забывают, что передел бизнеса, и мы об этом писали, существуют целые кладбища в тех регионах, где был мощный передел алюминиевой, нефтяной. Примерно одного возраста идут бойцы так называемые, они так в перестрелках погибали. И когда вот эта дискуссия развернулась, я вспомнил: мы написали об одном предприятии московском. Тоже обратились люди, их предприятие захватила какая-то фирма, закрыли производство, их выгоняют на улицу и беспредел полнейший. Раздается звонок. Тогда еще ЮКОСа не было, был МЕНАТЕП. "Что вы там напечатали? Значит, так, чтобы больше ничего этого не было, никакого завода". Ну, естественно, им ответили, что это газета, вы ошиблись, наверное. Говорят: "Мы ничего не ошиблись, мы все знаем". Потом начались звонки: "А сколько стоит ваша газета? Может, мы ее вообще купим?". Поэтому тут трупов не было. Но методы работы, когда вот эта дискуссия началась, я вспомнил.
ВЕДУЩИЙ: Что же все молчат, что целое кладбище? Суд над Пичугиным. Заявление Киселева. Да скорее всего, эти Горины живы, где-нибудь отдыхают, говорит Киселев. Народная артистка России Светлана Врагова нигде не отдыхает, она работает каждый день в своем театре. В Москве. Кто ее не знает, согласись? Один из наших лучших театральных режиссеров. У нее было несчастье. Так получилось, что ее дом располагался рядом с банком "МЕНАТЕП", во дворе. Расселил господин Ходорковский и его товарищи подъезд. Но двое жильцов не захотели выезжать - народная артистка Светлана Врагова и ее сосед с верхнего этажа. В один прекрасный день Врагова приезжает с дачи, открывает квартиру - квартиры нет. То есть, стены-то есть, а вот квартиры нет. Все вывезли. Нет мебели, нет - самое для нее страшное - библиотеки, которую собирал ее отец.
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Да. И самое интересное - символично: на полу валялась книга Майи Осиповны Кнебель "Ученик и ученики". И на лице Майи Осиповны Кнебель был такой черный, страшный такой след. Ноги. Вот это первое, с чем я столкнулась. Знаешь...
ВЕДУЩИЙ: Ходорковский признался, что это они все сделали?
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Да, он извинялся потом.
ВЕДУЩИЙ: То есть, он признался.
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Он признался и он сказал: "Ради Бога, извините, я не знал, что это Вы".
ВЕДУЩИЙ: То есть, фактически, МЕНАТЕП признался, что это их рук дело.
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Конечно, конечно.
ВЕДУЩИЙ: А убийство соседа?
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Саша Кончатов. Вот стоит банк "Менатеп", и в глубине двора...
ВЕДУЩИЙ: Этот дом?
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Этот дом, внутри двора.
ВЕДУЩИЙ: Ты в нем прожила сколько?
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Я в нем прожила много - лет 10-15.
ВЕДУЩИЙ: И они расселили все, кроме вас?
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Все поехали, а я нет. Я же чистопрудный человек, родилась на Чистых прудах. Они приходили ко мне в театр: вот вам в Ясенево мы предлагаем, и так далее. Я говорю: давайте, оставьте меня в покое. Пусть у вас будет там банк. А они почему-то так вот слушали, слушали, поняли, что ничего не получится. А когда я выпускала Екатерину Ивановну, я жила на даче. Приезжаю я домой. Стоят автоматчики перед моим домом. И когда я поднимаю глаза - рамы не мои. Холодильника нет и дверь открыта. Знаете, ощущения - ну, пока человек еще только что, ну, художественный руководитель, я говорю: "А где рамы? Почему они другие?". Глупым голосом. Открываю дверь, поднимаюсь наверх - и вот я принесла вам фотографии, потом вы их посмотрите. Ну, такой же шок, наверное, в Чечне бывает, когда бомба попадает в дом. Там были пробиты швеберами стены. Вся мебель вынесена. Вся библиотека вынесена. Ну, Майя Осиповна Кнебель никому не понадобилась. Я должна сказать, что я никогда не испытывала состояние невесомости. Вот первое состояние - это состояние абсолютной невесомости, когда ты не понимаешь, ты на земле или ты на небе. То есть чувство реальности совершенно пропадает, и ты не понимаешь. Я сказала: "Возьмите камеру и снимайте". Мы принесли камеру - бойцы не пускают нас в нашу квартиру с камерой. Говорят: Мы ничего не знаем. Говорю: "Как вы ничего не знаете?". Это украинские строители открыли, разорвали все и увезли у вас все.
ВЕДУЩИЙ: Это бойцы объяснили?
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Бойцы объяснили.
ВЕДУЩИЙ: Менатеповские?
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Менатеповские. Тогда, в то время. Ну, и что? И самое страшное в этой истории было то, что никто не хотел помогать. Я пошла в милицию - там стоял такой толстый-толстый милиционер, чесал вот так живот, у него живот был дальше, чем полагается. А рядом стоял такой утлый Мерседес, который, видимо, ему подарили, и, глядя, обхохатывал меня. Я ему объясняю: у меня квартира была, у меня ничего нет теперь, ни одежды, у меня все вынесли. Идите, подавайте в суд. Я пошла к адвокату, он сидел тоже. Знаете, какое-то было ощущение совершенной отмороженности всего того, что вокруг МЕНАТЕПа.
ВЕДУЩИЙ: То есть, у меня вынесли квартиру.
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": А ничего.
ВЕДУЩИЙ: И что, сделать нельзя?
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Самое главное, что реакция была, как во сне. Вот ты спишь, объясняешь людям, да? И там какие-то такие монстры стоят и на тебя смотрят. Сижу я в своем кабинете, полпервого ночи. Ехать мне некуда, только на дачу, которую я снимаю, дома у меня нет. И звоню Косте Щербакову, он был первым заместителем министра культуры. Я говорю: "Костя, вот у меня такая история. Что мне делать?". Он говорит: "Светочка, а что я могу?" Я говорю: "Костя, извини, но..." Повесила трубку. Вдруг звонок. Я уже гашу свет - час ночи. Он говорит: "Свет, подожди. Тут у меня один человек сидит". И начинается история. По мобильному телефону ты должна позвонить в восемь утра Александру Сергеевичу. Кто такой? Никогда в жизни его не видела. Мобильного телефона у меня не было. Я побежала к бизнесменам, они дали мне такой мобильный телефон, он был первым. Я решила не спать, в 8 утра бодрым голосом - лучше не спать. И звоню. Говорю: "Але". И вдруг оттуда голос : "Алееее". Я говорю: "Вот это Врагова". "Друзья моих друзей - мои друзья", - и повесил трубку. Когда я приехала в театр, МЕНАТЕП начал отзваниваться.
ВЕДУЩИЙ: Сразу.
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Сразу.
ВЕДУЩИЙ: Кто же это был - Алекснадр Сергеевич.
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Никто не знает.
ВЕДУЩИЙ: А хоть в какой стране?
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": У нас, в России.
ВЕДУЩИЙ: И Александр Сергеевич заставил Ходорковского извиниться.
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": А нет никакого Александра Сергеевича. Я до сих пор могу сказать...
ВЕДУЩИЙ: И Ходорковский извинился.
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Купили квартиру, которую я выбрала.
ВЕДУЩИЙ: А вот парень с верхнего этажа когда был расстрелян?
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Не знаю. Он прибежал ко мне...
ВЕДУЩИЙ: Как фамилия его, еще раз?
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Кончатов. Саша Кончатов. Он прибежал ко мне в театр: "ТЫ ничего не боишься? Ты ничего не боишься?". У него глаза бегали. А потом, значит, когда у меня муж пришел домой, какие-то бритоголовые дяди сказали: "Еще раз появишься здесь - убьем". И вот только первые передачи, где я могу сказать об этом, я ведь и в "Частной жизни" об этом говорила - вырезали, не дали сказать.
ВЕДУЩИЙ: А уголовного дела не было?
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Да не было, потому что они сразу это дело замяли.
ВЕДУЩИЙ: И даже по убийству вот этого...
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": А это я не знаю, это убийство как бы...
ВЕДУЩИЙ: То ли совпадение, то ли подъезд очищали.
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Никто не знает, что это было. Но в то время так и было же, в то время так и было. Я вот могла бы пропасть вдруг вот в этом банке, я могла просто исчезнуть, и все - и меня нет. И все. Но Господь, знаете, Александр Сергеевич.
ВЕДУЩИЙ: Никому неизвестный.
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Какая-то мистическая история.
ВЕДУЩИЙ: Которого послушался Ходорковский, так получается.
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Не знаю. Я до сих пор не могу понять. Но когда мы с ним сидели в Кремле, в тот вечер, когда уже Ельцин не пришел...
ВЕДУЩИЙ: Прием был. Перед отставкой Ельцина.
СВЕТЛАНА ВРАГОВА, народная артистка России, художественный руководитель московского драматического театра "Модерн": Перед отставкой. Он говорит: "Ой, простите, это Вы?". Я говорю: "А что Вы сейчас делаете? А банк-то ваш лопнул. Я же вам сказала, что банк ваш". Я орала так, я говорю: "У вас банк этот лопнет за две минуты". Он говорит: "Нет, я сейчас заведую маленькой нефтяной скважиной". На этом мы разошлись. Это большевистский поступ. Помните, когда отобрали у Кшесинской дворец, и Коллонтай ходила в ее горностае? Это все то же самое. Мы говорим, что мы приняли какую-то новую либеральную форму правления - да мы большевистская, самая яростная, самая тоталитарная форма. Они никуда не делась. Это все-таки наследие 17 года, то, что сейчас. Мы пытаемся, делаем вид, что мы исправляем, мы делаем все то, что в 17 году делали большевики.
ВЕДУЩИЙ: Ты тоже считаешь, как многие наши коллеги, что пожизненный, фактически пожизненный приговор Пичугину - это политическое дело?
МАРК ДЕЙЧ, обозреватель газеты "Московский комсомолец": Андрей, я полагаю, что при всем при том, что мне непонятно, почему многие заседания суда оказались закрытыми, мне бы не хотелось петь в общем хоре и говорить, к чему привыкли мы все. И журналисты за последние несколько месяцев...
ВЕДУЩИЙ: Общий хор - это всего несколько наших коллег. Я не нашел, к сожалению, Киселева, он в командировке.
МАРК ДЕЙЧ, обозреватель газеты "Московский комсомолец": Вот мое мнение такое. Я знаю, и знаешь ты, как подобные точки зрения моих коллег получаются. Формируются.
МАРК ДЕЙЧ, обозреватель газеты "Московский комсомолец": Да, формируются, получаются и выливаются на страницах газет и на телеэкранах. Мы это знаем.
ВЕДУЩИЙ: А вот теперь представим, что за ЮКОСом, я опять тебя перебью, много трупов. Много трупов. Оставим сейчас в стороне ту страшную экскурсию Дмитрия Горина по гаражу, где его истязали. Да, не нашли трупы Гориных, но если есть частичка мозга - страшные вещи говорю, серого вещества, как мальчик говорит, - в крови, во всем мире считается: если есть кусочек мозга, значит, где-то есть труп, потому что человек в таких ранах не живет, мозг есть мозг. Света Врагова ни от кого не прячется. Ее имя знает весь театральным мир. То, что она говорит сегодня об ограблении ее квартиры и об убийстве ее соседа, хоть это еще не расследовалось нигде и никак. Почему у наших коллег, вот Врагова - не Горины в Тамбове, которых никто не знал, вот она, в Москве, нет ни уголовного дела, никакого интереса ни Генпрокуратуры, ни журналистов, вот как это понять?
МАРК ДЕЙЧ, обозреватель газеты "Московский комсомолец": В любой другой стране найдется мало средств массовой информации, которые будут печатать подобную точку зрения.
ВЕДУЩИЙ: Почему мало? Что, ЮКОС богатая организация? Блоки ставят?
МАРК ДЕЙЧ, обозреватель газеты "Московский комсомолец": Совершенно верно. И ставят блоки, я полагаю, что многие средства массовой информации в других странах, тех, которые мы называем демократическими и цивилизованными, поставлены в точно такие же условия, что и у нас.
ВЕДУЩИЙ: Врагова говорит: расследуйте. Никто не слышит.
МАРК ДЕЙЧ, обозреватель газеты "Московский комсомолец": Я думаю, что тебе это известно. Ты хочешь, чтобы я в лоб об этом сказал? Я не имею права об этом сказать, но и ты, и я - мы знаем, как это делается.
ВЕДУЩИЙ: То есть, все по-прежнему боятся ЮКОСа?
МАРК ДЕЙЧ, обозреватель газеты "Московский комсомолец": ЮКОС по-прежнему очень богатая организация.
ВЕДУЩИЙ: Все его боятся.
МАРК ДЕЙЧ, обозреватель газеты "Московский комсомолец": Не знаю, все ли, но ее боятся, и она умеет поставить этот страх на определенную основу. К этому мы пришли.
Популярные материалы