Левый марш правых

Ничто так не объединяет оппозицию как деньги Невзлина

Отечественная оппозиция, о необходимости создания которой так долго говорили члены «Комитета-2008», окончательно определилась со своей ориентацией. Отныне она больше не будет защищать интересы богатых, а, совсем наоборот, бросится на защиту бедных.

В очередной раз провалив попытку объединения либеральных сил во время прошедшего в минувшую среду закрытого заседания «Комитета», руководители этой организации тем не менее договорились о тотальной смене приоритетов.

Гарри Каспаров и Владимир Рыжков, например, заявили, что их новый партийный проект будет "социально ориентированным".

- Новая партия сдвинется левее, - пояснил Каспаров удивленным журналистам.

Ирина Хакамада, возглавляющая партию "Наш выбор", отныне считает, что олигархи должны поделиться прибылью с пенсионерами, а авторы приватизации - покаяться.

- Были, конечно, либералы, но это, скорее, не либералы, а либертарианцы, которые отпустили экономику, а про людей-то они забыли, - размышляет Ирина Мицуовна. - Наступает время просвещенной социал-демократии!

"Яблоко" клеймит "отцов приватизации" с еще большей непримиримостью, чем коммунисты, и все чаще объединяется не с СПС, а с КПРФ, объявляя своей главной целью устранение "расслоения россиян по уровню доходов».

- Главной задачей либеральной оппозиции является защита интересов крупного капитала, не договорившегося с властью. Но защищать только богатых мы не подряжались. Мы - партия демократической, а не олигархической оппозиции, - объявил "яблочник" Борис Вишневский.

И даже Союз правых сил, колыбель непопулярных в России рыночных реформ, после поражения на выборах на одно из первых мест своей программы ставит "социальную ответственность" бизнеса перед обществом.

Столь резкая смена взглядов, впрочем, выглядит странной только на первый взгляд.

Сейчас уже очевидно, что продолжавшиеся почти два года попытки спонсоров российских либералов хоть как-то объединить антипутинскую оппозицию, не принесли никаких результатов: слишком уж активно руководители того же СПС и «Яблока» выясняли отношения между собой и слишком часто члены «Комитета-2008» ругались из-за поста лидера пусть даже еще не существующей объединенной партии.

Казалось, развязка наступила совсем недавно, когда глава группы МЕНАТЕП Леонид Невзлин, находящийся в международном розыске по обвинению в соучастии в нескольких убийствах, объявил новые правила игры. В нескольких интервью беглый олигарх сообщил, что не верит лидерам СПС и «Яблока», делает ставку исключительно на Каспарова, Рыжкова, Касьянова и Хакамаду, и только эта четверка может рассчитывать на финансирование.

Тогда же была определена и главная цель деятельности российской оппозиции: подготовка революции в стране, смена режима и возвращение олигархам несправедливо отобранной собственности. В одном из последних интервью журналу «Ньюсуик» Леонид Невзлин даже уточнил сроки проведения этой революции в России: «Думаю, после Белоруссии. Там-то уже все предрешено».

На прошлой неделе появилась информация о том, что Леонид Невзлин собирается спонсировать партию Каспарова и Рыжкова. Но после заседания «Комитета-2008» бывший шахматист эти сведения опроверг, заявив, что денег у главы «МЕНАТЕПа» его партия брать вовсе не собирается.

Впрочем, по мнению экспертов, и это заявление, и неожиданный «поход налево», единогласно озвученный вождями уже бывших либералов, являются частью одного сценария. Открытое признание в том, что будущая антипутинская партия берет деньги у человека, обвиняемого в уголовных преступлениях, могло бы нанести имиджу «партстроителей» немалый урон. Так что источники финансирования лучше не разглашать, туманно заявив о наличии «нескольких серьезных спонсоров».

А столь странное полевение правых вполне вписывается в сценарий, озвученный Борисом Березовским еще летом 2003 года, когда беглый олигарх заявил о необходимости создания «либерально-консервативного блока», объединяющего для совместной борьбы коммунистов и «яблочников» вместе с членами СПС.

Кстати, и сам Березовский и руководство ЮКОСа тогда потратили немало средств на финансирование и коммунистов и правых партий, так что рычаги влияние на позиции и Геннадия Зюганова и Григория Явлинского у них остались. Теперь дело за малым: объединить структуры компартии, до сих пор способной вывести на улицы тысячи человек, с «экспортными» заявлениями бывших либералов, и сейчас пользующихся достаточной поддержкой на Западе.

Похоже, именно такой сценарий и начали реализовывать в «Комитете-2008».
Популярные материалы